Sidebar

Мобильность 2.0. Как оперативно перераспределить трудовые ресурсы России

Единый ресурсный центр

Ускорить и облегчить задачу привлечения ценных кадров на приоритетные территории, по мнению специалистов, может стать создание интеллектуальной информационной системы перераспределения трудовых ресурсов между работодателями, проектами и регионами.

Дефицит трудовых ресурсов в ряде отраслей, неравномерное социально-экономическое развитие регионов, несоответствие образования потребностям рынка труда привели к масштабным диспропорциям российского кадрового рынка. Нерегулируемые трудовые потоки традиционно направлены лишь в три субъекта Российской Федерации - Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. Для того чтобы перенаправить их в интересах экономики, правительство взялось за решение проблемы переселения работников в регионы, где сегодня реализуются крупные инвестиционные проекты. 

В настоящее время инвестиционные проекты в регионах Дальнего Востока с общим объемом инвестиций более 11,4 трлн. рублей испытывают потребность в 79 000 специалистов. Однако эксперты рынка труда усматривают ряд сложностей на пути реализации госпрограммы релокации. Одним из инструментов, который в состоянии ускорить и облегчить задачу привлечения ценных кадров на приоритетные территории, по мнению специалистов, может стать создание интеллектуальной информационной системы перераспределения трудовых ресурсов между работодателями, проектами и регионами.  

По какому пути пошло государство? 

Министерство труда и социальной защиты РФ разработало комплексную программу перемещения трудовых ресурсов. Это и план мероприятий по повышению мобильности населения страны на 2014-18 гг., и перечень регионов приоритетного привлечения рабочей силы, и типовой проект региональной программы повышения трудовой мобильности, и ежегодные мониторинги. Ее реализация позволит, как привлечь для реализации 70 крупнейших инвестиционных проектов около 224 тыс. человек в 15 субъектах Федерации, включенных в перечень. Наиболее востребованы сегодня дефицитные инженерно-технические специалисты с уникальным опытом работы. 

Согласно информации уполномоченного государственного «Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке» (АРЧК), в 2016 году наблюдается острая нехватка квалифицированных специалистов в регионах приоритетного привлечения трудовых ресурсов – в том числе в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае и Амурской области. Здесь необходимо оперативно закрывать тысячи немассовых вакансий специалистов в сфере добычи нефти и газа, угля и торфа, металлических руд, производства нефтепродуктов, судостроении, транспортной логистике, животноводстве. Главная проблема предприятий ДФО, как отмечают руководители кадровых служб местных работодателей – острый дефицит персонала, особенно в моменты сезонных всплесков. Ее следствием становятся серьезные убытки из-за простоев в работе. 

В  прошлом году заработала подпрограмма Минтруда по стимулированию трудовой мобильности, предполагающая выдачу из федерального и местного бюджетов работодателям выбранных  регионов денежных сертификатов в размере 225 тыс. рублей для компенсации расходов на переезд, обучение и аренду жилья для будущих сотрудников. 150 тыс. оплачивается из федерального бюджета, 75 тыс. за счет средств бюджета субъекта. На реализацию Программы в 2015-2017 годах предусмотрено по 2 млрд. рублей ежегодно. 

Кроме того на слабозаселенном Дальнем Востоке у государства есть возможность поделиться с перемещенными работниками землей. C 1 января 2016 вступил в действие закон, разработанный Минэкономики РФ, о бесплатного предоставления земельных участков переселенцам на Дальний Восток. Согласно документу, получить бесплатный участок дальневосточной земли - в расчете 1 га на одного члена семьи - все желающие могут до 1 января 2035 года. При надлежащем использовании участков в течение 5 лет граждане смогут оформить их в собственность. 

Переселение работников - мера необходимая, но не недостаточная 

Следует признать, что программа содействия переезду работников пока реализуется не слишком быстро. Одной из главных помех, стоящей на пути у релокации как механизма регулирования кадрового баланса в России эксперты называют высокие затраты работодателя. Зачастую работодатель не готов компенсировать значительные затраты на переезд линейным сотрудникам.  Выходом все чаще  становится использование вахтового метода. Так, по данным НП «Эксперты рынка труда» (ЭРТ), в 2015 году маятниковая трудовая миграция (и в частности, привлечение временных работников по вахтовому методу) в России выросла на 18%.   

Другая причина торможения программы переселения – неготовность россиян к переезду. Подход «дом там, где работа» привычен на Западе. Но мир нашего соотечественника вертится вокруг места, где он родился, где находится его семья, друзья и т.д. Согласно статистике портала hh.ru, из 4-х с лишним миллионов соискателей ищут работу с переездом не более 0,2%. И хотя в абсолютных цифрах кандидатов, желающих сменить место жительства, достаточно, отыскать специалистов с нужной квалификацией в общей массе очень непросто.  

По мнению Руслана Гайнанова, директора компании «ТИМ ФОРС», председателя АНО «Центр мобильности трудовых ресурсов»: «Работодателю, развивающему свой бизнес в не обеспеченных кадрами регионах, не стоит сразу брать на себя риски по релокации специалистов и их семей, «покупая» работников со всеми накладными расходами, поскольку есть возможность использовать данного специалиста по временной схеме, оплачивая лишь его свободное время. Да и государство - перед тем как инвестировать в полноценный переезд работника - сначала должно убедиться в том, что обе стороны трудовых отношений настроены серьезно». 

Эксперты российского рынка труда называют правительственный план переселения правильным, но недостаточным шагом в сторону повышения трудовой мобильности населения. По словам Маргариты Смирновой, директора по развитию бизнеса агентства занятости «Юнити»: «Во всех случаях, когда сегодня на государственном уровне говорят о мобильности трудовых ресурсов, имеют в виду регулирование миграционных потоков - переезд или перемещение работников с одного места на другое. Однако это лишь одна сторона трудовой мобильности – географическая. Другой, не менее важной ее стороной является каталогизация всех имеющихся в стране трудовых ресурсов и развитие кооперативных методов их использования».  

Зачастую кадровый дефицит, как отдельных предприятий, так и регионов возникает вследствие отсутствия у хозяйствующих субъектов системы рационального использования рабочего времени штатного персонала. Согласно исследованию российского рынка подбора и предоставления персонала, которое провели специалисты Ассоциации Частных Агентств Занятости (АЧАЗ) и Ассоциации Консультантов по подбору персонала (АКПП), у 83,4% российских работодателей не существует четкого графика ежедневной загрузки штатного персонала, а соответственно, отсутствует и четкое представление о том, в какой момент трудовые ресурсы предприятия реально используются (приносят прибыль), а когда простаивают (приносят издержки). 

Тем не менее, в настоящее время уже «существует и успешно внедряется технология учета,  перераспределения и совместного использования работодателями временно свободных (недозагруженных, простаивающих) работников, получившая название СмартСтаффинг. Механизм агрегации и организованного предоставления временно доступных трудовых ресурсов реализуется в функциональности информационных систем», - отмечает  Руслан Гайнанов, компания которого является разработчиком, оператором и единственным на сегодняшний день инвестором отраслевых проектов СмартСтаффинга. 

Единицей привлекаемых производительных сил в СмартСтаффинге является временно доступный для всех корпоративных пользователей системы «человеко-час» или «человеко-день» простаивающего сотрудника, находящегося в штате одного из работодателей. При этом к настоящему времени, по данным оператора, временными сотрудниками разных специальностей на проектах участников систем отработано почти 74 млн. человеко-часов - в среднем один временный сотрудник работал «на стороне» в среднем 1400 часов или 8 месяцев. 

Что касается общего состояния рынка предоставления временного персонала в России, то, согласно исследованию АЧАЗ и АКПП, на сегодняшний день только около 7% отечественных частных агентств занятости (ЧАЗ) предоставляют такую услугу. За 2015 год с помощью ЧАЗ было временно трудоустроено порядка 70000 человек. Это означает, что все ЧАЗы страны, предоставляющие временных сотрудников, объединив свои ресурсы, в состоянии были бы общими усилиями закрыть текущую кадровую потребность Дальнего Востока. Однако, по данным «Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке», сегодня ЧАЗы практически не развивают свою деятельность в регионах ДФО.  

По мнению экспертов Агентства стратегических инициатив (АСИ), давших в свое время высокую оценку СмартСтаффингу, задачу организованного набора и перемещения рабочей силы в рамках региональных (отраслевых) или федеральных программ могли бы успешно решать информационные биржевые системы, развернутые на базе данной технологии. Так для оперативного закрытия кадрового дефицита Дальнего Востока необходима финансируемая государством разработка и внедрение прикладного решения – универсальной информационной системы, перераспределяющей необходимые трудовые ресурсы, как между отдельными работодателями и инвестиционными проектами ДФО, так и между регионами и внутри отраслей. 

Маргарита Смирнова из «Юнити», входящего в Ассоциацию Частных Агентств Занятости (АЧАЗ) уверена в том, что «инновационные механизмы перераспределения и кооперативного использования работодателями трудовых ресурсов могут успешно дополнить государственную концепцию повышения мобильности». По убеждению Руслана Гайнанова, современная реальность формирует «мобильного работника 2.0, настроенного на непрерывное образование и повышение своей квалификации, способного и желающего развивать свои компетенции, работая в течение трудовой жизни одновременно в самых разных проектах и у разных работодателей». 

Таким образом, поддержка работодателей, которую оказывает сегодня государство, по мнению экспертов, является лишь отправной точкой для повышения национальной мобильности рабочей силы. Дотации должны простимулировать отечественные предприятия начать использовать механизмы привлечения трудовых ресурсов в различных современных его вариациях.

 

 

Подпишись через наш сервис подписки на e-mail-рассылку новостей и полезной для вашего бизнеса информации
Подпишись через наш сервис подписки на e-mail-рассылку новостей и полезной для вашего бизнеса информации