Sidebar

Образовательные возможности в сферах инжиниринга и промышленного дизайна

Исследования и аналитика

Можно бесконечно рассуждать о достоинствах и положительном влиянии инжиниринга и промдизайна на развитие отечественной промышленности, но без квалифицированного кадрового потенциала эти современные двигатели прогресса не принесут должного эффекта. 

Государственная поддержка 

С целью разработки и внедрения инновационных технологий в прошлом году была представлена госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», определяющая главные перспективные направления производства, а также пути повышения конкурентоспособности продукции. Одной из входящих в ее состав подпрограмм конкретизируются вопросы инжиниринговой деятельности и промдизайна на период до 2018 года. Реализация пунктов этой подпрограммы приведет не только к росту индустрии инжиниринга, но и к развитию как малого, так и среднего предпринимательства. На государственном уровне предусмотрена финансовая поддержка и субсидирование 11 высших технических учебных заведений, которые осуществляют подготовку квалифицированных, разноотраслевых специалистов. 

Технические вузы – площадка для инжиниринга 

Поскольку инжиниринг и промышленный дизайн являются высокоинтеллектуальными видами деятельности, то крайне необходима действенная система по подготовке кадрового потенциала. Важным вопросом также является трудоустройство по специальности выпускников инженерно-технических учебных заведений. Только при таких условиях инжиниринговые компании и центры промдизайна смогут подтвердить и оправдать свою эффективность. Кроме того, в процессе развития современных технологий необходимо оперативно реагировать и принимать меры по внесению изменений в правовое поле и своевременно корректировать подготовительные программы. Оптимальными получаются модели, когда инжиниринговые структуры создаются на базе технических вузов. В качестве примера можно привести Иркутский технический университет, на базе которого создан научно-исследовательский институт, представляющий собой эффективную модель центра по предоставлению инжиниринговых услуг. Он успешно зарекомендовал себя в области развития инновационных технологий и вызывает спрос со стороны промпредприятий. Учебное заведение входит в команду ведущих вузов страны, на научной базе которых созданы инжиниринговые компании. 

Образовательные структуры нового типа 

Ярким примером возможностей инжиниринга и промдизайна в сфере образования являются новообразованные заведения, например, Московская высшая школа инжиниринга. Такая перспективная структура предоставляет совершенно новые, современные форматы и направления, нацеленные на развитие профессиональных качеств и компетенции руководящего, а также инженерного состава для промышленных предприятий. При разработке программ учитывается весь накопленный опыт образовательных учреждений. Рассматриваются также самые актуальные предложения, пожелания и замечания относительно содержания учебного процесса от промышленных предприятий, являющихся партнерами инжиниринговых компаний. Актуальный цикл обучения состоит из:

 

  •  отдельных модулей, разработанных для возможности поэтапного повышения квалификации;

  • специальных сертифицированных программ в области инжиниринга и промдизайна;

  • комплексных программ, охватывающих все этапы целостного планирования производственных предприятий;

  • управленческих тренингов, предназначенных для руководителей высшего, а также среднего звена;

  • информационно-консультационных семинаров для повышения квалификации, позволяющим слушателям не только теоретически ознакомиться со всеми возможностями, но и в режиме общения обсудить и уточнить нюансы конкретных программ (модулей), курсов и разных тренингов;

  • информационных семинаров выездного типа. 

 

Модульная система 

Программы, которые предназначены для повышения специалистами профессиональной компетенции, разработаны по модульной системе. Такой принцип образовательного процесса позволяет организовать подготовку будущих инженеров по любому направлению с полным охватом необходимой компетенции, требуемого уровня знаний, а также практических навыков, которые впоследствии будут способствовать в реализации инновационных проектов. В рамках системы образования представлены:

 

 

  • Вводный курс, который предусматривает основы инжиниринга и промдизайна.

  • Базовый (основной) курс, рассматривающий целостное планирование производства и специализирующийся на изучении правовых аспектов, основных знаний по инжинирингу, международной интеграции в области промышленного инжиниринга и прочим вопросам.

  • Специальные модули, представляющие собой краткосрочные курсы, а также выездные семинары, включающие успешное управление персоналом, производством и пр. Краткосрочные курсы (семинары) помогают за ограниченное время приобрести будущим специалистам все необходимые навыки и знания, которые пригодятся для внедрения в производство инновационных инструментов.

 

 

Благодаря наличию разных модулей, отличающихся своей спецификой, индивидуальные слушатели и целые компании могут выбрать оптимальное, по их мнению, содержание,  а также формат обучения. Для подготовки специалистов в более узких рамках, которые будут специализироваться по конкретным профилям или при дефиците временных ресурсов, предусмотрены краткосрочные программные модули. 

Зарубежная интеграция 

Очень эффективное влияние на образование в сфере новых технологий оказывает интеграция с зарубежными программами обучения. В таких системах кроме российских специалистов привлекается опытный профессорский и преподавательский состав зарубежных стран. Для обмена знаниями и принятия передового мирового опыта, программой предусматривается посещение самых разных предприятий и центров за рубежом. Совместные зарубежные программы для обучения позволяют без отрыва от производства организовать подготовку и получить актуальные знания в области инжиниринга и промдизайна. Обеспечивают системный подход и предоставляют возможность:

 

  • подготовить руководящий состав для реализации проектов, касающихся реконструкции и модернизации производства;

  • разработать необходимую базу для успешного внедрения инвестиционных решений;

  • внедрить интегральные знания по многим дисциплинам;

  • повысить междисциплинарные компетенции, необходимые для адаптации инноваций;

  • проводить анализ и прогнозирование возможных рисков, а также изучение методик по их минимизации.

 

В результате специалисты смогут успешно решать комплексные проблемы и задачи, которые нет возможности выполнить при условии узконаправленной специализации. В первую очередь программные модули рассчитаны на подготовку молодых инженеров, перспективных сотрудников, которые включены в кадровый резерв на должности руководителей различных проектов в области промышленности. Обучение с использованием специальных программ – эффективный и короткий путь, ведущий к развитию экономики. 

Инновационные методы и формы образования 

Обучение в сфере инжиниринга предусматривает профилирующие дисциплины по изучению: 

 

  • комплексных аппаратных, телекоммуникационных, а также сетевых технологий;

  • проектирования и моделирования программного обеспечения;

  • систем разработки прикладных программ с использованием базы современных технологий и промышленных СУБД;

  • системной интеграции и анализа ИТ - проектов;

  • технологий, предназначенных для внедрения, техподдержки, тестирования и эксплуатации информационных систем;

  • основ менеджмента и производства;

  • вопросов администрирования аппаратно-программных комплексов. 

С целью повышения эффективности в преподавании дисциплин по инжинирингу и промдизайну, используются  инновационные методы обучения: 

 

  • деловые игры;

  • тестирование;

  • информационные технологии.

 

Обучение методом деловой игры предусматривает имитацию принятия решения руководителем или специалистами в разных ситуациях, реально возникающих на производстве, но искусственно созданных в учебном процессе. В результате учащиеся приобретают практические навыки в условиях, приближенных к реальным, и развивают чувство персональной ответственности. По такому методу могут проводиться разные формы занятий: семинары, практические занятия и пр.

 Тестирование (самотестирование) с использованием прогрессивных методов и вычислительной техники позволяет осуществлять контроль над уровнем знаний и качеством усвоения материала обучающимися сотрудниками.

Использование в образовательном процессе современных информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность обучения. Перспективной является мультимедийная или компьютерная информационно-тренинговая система, которая позволяет: 

 

  • повысить квалификационную подготовку персонала;

  • систематизировать накопленный опыт и технологическую информацию;

  • эффективно использовать оборудование;

  • организовать и обеспечить проведение научно-исследовательской работы и пр.

 

Область применения мультимедийной системы охватывает технологические бюро, научно-технические и исследовательские центры, вузы. Она позволяет освоить программное моделирование, лучше понять информационные, а также программные технологии, систематизировать данные, подготовить и создать уникальную методику обучения. Наиболее практичными формами обучения в сфере инжиниринга можно выделить очную, дистанционную и консультативную. Организовать очное обучение предоставляется возможность как в инжиниринговых центрах, так и непосредственно на предприятии заказчика, где представлено все необходимое оборудование. При организации дистанционной формы используются интернет-ресурсы и специальное программное обеспечение. Занятия организованы в онлайн-режиме. Консультации могут проходить как при непосредственном общении, так и с использованием разных способов связи: телефон, Skype, Viber и пр. 

Перспективная система подготовки инженерных кадров 

Инжиниринговые школы могут внедрять образовательные циклы, которые позволяют осуществить подготовку инженерно-технических работников, совмещая обучение с рабочей деятельностью. Для получения успешных результатов предусмотрено чередование теоретической подготовки и практического применения приобретенных навыков (знаний) на своем рабочем месте. Такой принцип очень эффективный и позволяет значительно ускорить формирование кадрового резерва. Поэтому во многих инжиниринговых школах, в том числе Московской высшей школе инжиниринга (МВШИ), активно применяется дуальная система, предназначенная для подготовки квалифицированных инженерных кадров для промышленных предприятий.

Она предусматривает закрепление полученных теоретических знаний практическими занятиями, которые спланированы в тесном сотрудничестве с ведущими зарубежными инжиниринговыми центрами, студиями промышленного дизайна и крупными производственными концернами. Наиболее эффективным обучением является чередование теоретической подготовки с реальной работой в конкретном проекте под непосредственным руководством опытных специалистов. Образовательные возможности в сфере инжиниринга и промдизайна позволяют выявлять талантливых специалистов, организовывать эффективную их подготовку, вести обмен опытом и обсуждать перспективы развития производства.

Именно симбиоз инжиниринговых центров и студий промышленного дизайна, организованных при высших технических учебных заведениях страны, позволит создать высокотехнологичную отечественную промышленность, полностью преодолеть разрыв в технической отсталости и сделать ее конкурентоспособной как на внутреннем, так и внешнем рынке.

Подпишись через наш сервис подписки на e-mail-рассылку новостей и полезной для вашего бизнеса информации
Подпишись через наш сервис подписки на e-mail-рассылку новостей и полезной для вашего бизнеса информации