Sidebar

Торгово-промышленная палата отмечает острую инженерную недостаточность в России

Проблемы и решения

 Торгово-промышленная палата РФ отмечает: бизнес остро ощущает нехватку инженерно-технических специалистов в различных отраслях.

В структуре Торгово-промышленной палаты РФ успешно работает Комитет по содействию профессиональному и бизнес-образованию, возглавляемый ректором Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Вячеславом Приходько. В ТПП неоднократно обсуждалась проблема дефицита инженерно-технических кадров и представителей современных рабочих профессий и отмечалось, что бизнес остро ощущает нехватку упомянутых специалистов в различных отраслях.

Вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко считает, что изменить сложившееся положение дел можно только общими усилиями государства и бизнеса. 

Дефицит кадров
Более десяти лет действует соглашение о сотрудничестве между ТПП России и Ассоциацией инженерного образования России (АИОР). В течение многих лет представители Палаты и Комитета ТПП РФ по профессиональному и бизнес-образованию являются членами аккредитационного центра АИОР, участвуя в работе по совершенствованию действующей законодательной базы, выработке профессиональных стандартов и иным направлениям. Уделяют внимание данной проблематике по различным аспектам и другие комитеты Палаты, что позволяет взглянуть на проблему с разных сторон, сформулировав обобщенные предложения бизнеса.

Нынешняя инженерная школа испытывает большие трудности в деле подготовки и переподготовки, повышения квалификации инженерных кадров. Это означает, что одной из основных задач промышленной политики является государственная поддержка инженерного образования и разработка новой концепции университетского технического образования в России.

По данным Минобрнауки России, более 1,5 млн студентов обучаются по инженерным направлениям, причем большая часть – за счет бюджетных средств. Планируется, что в 2015–2016 гг. проблема будет решена. Но, как показывает практика, одним только увеличением количества бюджетных мест остроту вопроса подготовки высококвалифицированных инженеров не снять. Необходимо комплексное решение, в подготовке которого приняло бы самое действенное участие и государство, и бизнес-сообщество.

Безусловно, необходима совместная работа всех заинтересованных ведомств и организаций в целях выработки общих подходов к формированию современного механизма взаимодействия между системой инженерного образования и промышленными предприятиями в интересах подготовки инновационного поколения инженерных кадров.

Ликвидация кадрового голода невозможна без участия государства. Нужны системные мероприятия и повышение престижа технических и инженерных профессий, необходимы профориентация молодежи, повышение привлекательности труда.

Качество подготовки
Выделяется ряд вопросов, а именно:
– низкая привлекательность инженерных специальностей;
– диспропорция в системе высшего образования в сторону гуманитарных специальностей;
– рассогласованность между рынком образовательных услуг и рынком труда;
– слабое взаимодействие учебных заведений и промышленных предприятий;
– низкая мотивация к инновационной деятельности у молодых инженерно-технических специалистов.

В этой связи хотелось бы выделить интересный опыт, приобретенный в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов в Свердловской области. Изучению и распространению этого опыта было посвящено специальное заседание в Торгово-промышленной палате России.

В регионе, который был и остается одним из локомотивов промышленного производства Российской Федерации, была сформирована и утверждена концепция областной программы «Уральская инженерная школа», намечены первоочередные мероприятия на 2015 год, включено финансирование и в текущем году начат пилотный проект.

Программа ставит задачу, чтобы школьники захотели стать инженерами, в процессе обучения получили профессию и смогли реализовать в полной мере на практике свои знания, таланты и способности.

Основные мероприятия программы (а их более 30) – развитие олимпиадного движения, грантовая поддержка педагогов, научно-популярная литература для библиотек и многое другое. Программа будет реализовываться, опираясь на проекты государственно-частного партнерства (Первоуральский новотрубный завод и Первоуральский металлургический колледж). Данные предприятия создали мощный современный учебный центр.

Кроме того, в рамках программы создаются центры повышения престижа рабочих профессий и развития профессионального образования путем гармонизации лучших практик и внедрения профессиональных стандартов (WorldSkills – Ворд-Скилз). В планах – создание школьных и
студенческих конструкторских бюро, где занятия будут проводить специалисты промышленных предприятий. Появится Дворец технического творчества, включающий в себя интерактивный музей, посвященный развитию металлургии Свердловской области и всего Уральского региона. Программа рассчитана на 20 лет – до 2034 года.

Интересный опыт накоплен и в Пермском крае, где активно работает Пермская ТПП. Палата отвечает за формирование консолидированного заказа бизнеса на рабочие кадры и размещение его в образовательных организациях региона. Данная работа ведется в рамках проекта Пермской ТПП «Рабочие кадры «под ключ», признанного одной из лучших практик.

Модель, разработанная экспертами палаты, предусматривает четкое распределение ролей «заказчик – подрядчик» между бизнесом и государственной системой образования, развитие в регионе дуального (практико ориентированного) обучения, внедрение методики независимой оценки качества подготовки кадров, первенство в которой отводится бизнесу. Партнерами кадрового проекта Пермской ТПП являются более тысячи организаций.

С целью повышения престижа инженерных профессий в мае 2015 года в Москве запущен проект «Инженерные классы», предусматривающий, в частности, участие школьников в практических занятиях на базе производственных комплексов. Интересные примеры есть и в других регионах. Их важно обобщать, распространять лучшие практики повсеместно, оказывать поддержку ее творцам.

В аналогичной программе «Новые кадры ВПК» также следует отметить участие школьников, 43% которых – хорошисты и отличники.

«Целевик» – звучит гордо
Назрела необходимость дальнейшего развития системы целевой подготовки кадров, при которой осуществляется 100%-е трудоустройство в соответствии с полученной квалификацией и закрепление инженерно-технических кадров на производстве. В этой связи целесообразно внести поправки в Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», позволяющие всем российским компаниям участвовать в процессе целевого приема и подготовки специалистов, независимо от наличия государственных акций в их уставном капитале.

Известный постулат: кадры определяют развитие экономики, развитие промышленного комплекса. Это сегодняшнее напоминание о том, что важно на законодательном уровне создать нормативные основы развития системы образования с учетом нужд промышленности.

Бизнес ставит вопрос
Одной из актуальных проблем подготовки высокопрофессиональных инженерных кадров в транспортных вузах страны (а также по аналогии во всех технических вузах) является недостаточная укомплектованность их учебно-лабораторной базы современными тренажерами и оборудованием, в том числе действующими образцами техники, крупных отдельных агрегатов. Как правило, это дорогостоящее оборудование и образовательному учреждению сложно самостоятельно его приобретать, но в рамках государственно-частного партнерства предприятия транспортной отрасли готовы передавать такие действующие образцы безвозмездно для нужд обучения.

В настоящее время к передаче образцов транспортной техники, действующих моделей, тренажеров от предприятий образовательным учреждениям применяется обычный режим налогообложения. На практике это приводит к двойному налогообложению: налоги выплачиваются и при приобретении техники, и при ее передаче в образовательные учреждения. При таком налогообложении коммерческие предприятия не мотивированы к передаче транспортной техники для целей обучения, а учебные заведения испытывают трудности с оплатой начисляемых в таких случаях налогов.

В этой связи по обращению транспортных вузов и предприятий транспортной отрасли ТПП РФ предложила Министерству финансов России рассмотреть вопрос о льготном режиме налогообложения, а именно: об отмене налоговой нагрузки в отношении безвозмездной передачи образцов действующей техники, тренажеров, иных технических моделей, современного оборудования от предприятий учебным заведениям для использования в образовательном процессе. К сожалению, Минфин предложение пока не поддержал.

Извечный вопрос: что делать?
Необходимое совершенствование инженерного образования определяется задачами обеспечения глобальной конкурентоспособности отечественной продукции, а уже затем скорейшего импортозамещения зарубежной продукции.

Представляется, что необходимо:
– совершенствование перечня направлений, специальностей, уровней и сроков подготовки специалистов для сферы высоких технологий, оборонно-промышленного комплекса и опережающей подготовки по перспективным, прогнозируемым направлениям нового технологического уклада;
– завершение разработки государственных образовательных стандартов нового поколения, профессиональных стандартов и требований к специалистам разных  квалификаций, выработанных совместно с работодателями.

Следует всесторонне продумать и вопрос о включении в состав ЕГЭ экзамена по физике как обязательного. Эта мера, по мнению экспертов, способствовала бы отбору кандидатов на технические специальности, по которым ведется инженерная подготовка.

Все это в комплексе должно учитываться при разработке закона «Об инженерной (инжиниринговой) деятельности», в котором были бы заложены основные положения, необходимые для инновационного развития и модернизации страны. Очевидно, что технологическая модернизация экономики России без модернизации инженерного образования, которое должно базироваться на лучших традициях советской и российской инженерной школы, произойти не сможет.

Подпишись через наш сервис подписки на e-mail-рассылку новостей и полезной для вашего бизнеса информации
Подпишись через наш сервис подписки на e-mail-рассылку новостей и полезной для вашего бизнеса информации