Sidebar

Государственная программа РФ "Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна".

Государственные программы

Правительство Российской Федерации. Постановление от 15 апреля 2014 года N 328 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". Подпрограмма 19 "Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна".

Паспорт подпрограммы 19 "Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"

 

     

Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель Программы)

-

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Участники подпрограммы

-

Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

не предусматриваются

Цели подпрограммы

-

модернизация и развитие секторов экономики Российской Федерации путем создания институциональной среды и инфраструктуры для развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна, обеспечения экономики новыми рабочими местами и квалифицированными кадрами

Задачи подпрограммы

-

разработка комплекса инструментов государственной поддержки развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна;
разработка и внедрение стандартов, нормативов и правил;
подготовка и реализация приоритетных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна с применением мер государственной поддержки

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

-

количество поддержанных пилотных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна;
количество созданных инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
доля новых (пересмотренных, измененных) стандартов в общем фонде стандартов в области инжиниринга и промышленного дизайна; количество организаций, воспользовавшихся льготным доступом к специализированному программному обеспечению;
объем дополнительных инжиниринговых услуг, оказанный инжиниринговыми центрами и (или) инжиниринговыми компаниями;
доля привлеченных внебюджетных инвестиций в общем объеме финансирования проектов создания инжиниринговых центров;
количество созданных высокопроизводительных рабочих мест

Этапы и сроки реализации подпрограммы

-

2014-2018 годы

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы

-

объем финансирования за счет федерального бюджета в 2014-2016 годах составляет 3000000 тыс. рублей, в том числе:
на 2014 год - 1000000 тыс. рублей;
на 2015 год - 1000000 тыс. рублей;
на 2016 год - 1000000 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

значительный рост индустрии инжиниринга и становление отечественной индустрии промышленного дизайна;
диверсификация индустрии инжиниринга; появление в Российской Федерации лидеров в области комплексного создания объектов строительства - контракторов (генеральных подрядчиков), обеспечивающих строительные работы полного цикла;
развитие малого и среднего предпринимательства в индустрии инжиниринга и промышленного дизайна;
формирование системы поддержки внедрения в производство российских результатов интеллектуальной деятельности

 

19.2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы

Подпрограмма направлена на значительный рост индустрии инжиниринга и становление отечественной индустрии промышленного дизайна, развитие малого и среднего предпринимательства в индустрии инжиниринга, а также модернизацию секторов экономики и развитие новой значимой индустрии Российской Федерации.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в число выбранных приоритетов вошли следующие направления:
- создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику;
- структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития за счет формирования национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие.

Развитие инжиниринга и промышленного дизайна направлено на решение задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в части создания новых высокопроизводительных рабочих мест, увеличения доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП, повышения производительности труда.

Кроме того, обеспечение ускоренного развития инжиниринговой деятельности в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 31 января 2013 г., является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.
Основанием для разработки подпрограммы является пункт 12 Плана мероприятий «дорожной карты» в области инжиниринга и промышленного дизайна, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 1300-р.

Целью подпрограммы является модернизация и развитие секторов экономики Российской Федерации путем создания институциональной среды и инфраструктуры для развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна, обеспечения экономики новыми рабочими местами и квалифицированными кадрами.

Задачи подпрограммы:

  • разработка комплекса инструментов государственной поддержки развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна;
  • разработка и внедрение стандартов, нормативов и правил;
  • подготовка и реализация приоритетных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна с применением государственной поддержки.
Показатели достижения целей и решения задач подпрограммы:
  • количество поддержанных инновационных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна, ед.
  • количество созданных инжиниринговых центров при высших учебных заведениях и научных организациях, ед.
  • количество новых (актуализированных) нормативных документов в области инжиниринга и промышленного дизайна, ед.
  • количество организаций, воспользовавшихся льготным доступом к специализированному программному обеспечению, ед.
  • объем дополнительных инжиниринговых услуг, оказанный инжиниринговыми центрами и (или) инжиниринговыми компаниями с учетом всех мер государственного регулирования и государственной поддержки, млн. руб.

К основным ожидаемым конечным результатам реализации подпрограммы относятся:

  • значительный рост индустрии инжиниринга и становление отечественной индустрии промышленного дизайна;
  • диверсификация индустрии инжиниринга в приоритетных направлениях;
  • создание в России лидеров в области комплексного создания объектов строительства - EPC(M) контракторов;
  • развитие малого и среднего предпринимательства в индустрии инжиниринга;
  • модернизация секторов экономики и развитие новой значимой индустрии в России.
  • Реализация подпрограммы будет осуществляться в один этап: 2014 - 2018 гг.

19.3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы

Данная подпрограмма включает в себя шесть основных мероприятий:

Основное мероприятие 1 Совершенствование государственного регулирования индустрии инжиниринга и промышленного дизайна

Мероприятие 1.1. Формирование предложений по внесению изменений в налоговое законодательство и законодательство о социальных платежах
Мерами поддержки инжиниринга и инновационной экономики России в целом являются пересмотр и законодательное закрепление тарифов страховых взносов для инжиниринговых компаний в соответствии с тарифами, действующими для организаций, работающих в сфере информационных технологий.
Цель такого подхода – установление единых условий по страховым взносам для организаций, работающих в передовых отраслях и имеющих высокую долю расходов на персонал.

Мероприятие 1.2 Разработка новых (актуализация существующих) стандартов в области инжиниринга и промышленного дизайна
Мероприятием предусматривается актуализация, гармонизация с международными действующих нормативных документов, а также разработка новых нормативных документов в области инжиниринга и промышленного дизайна в краткосрочном и среднесрочном периодах.

Мероприятие 1.3 Разработка методических материалов по реализации механизмов поддержки инжиниринга и промышленного дизайна для субъектов Российской Федерации

Основное мероприятие 2. Стимулирование создания и развития инжиниринговых центров на базе ведущих российских вузов и научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти

Мероприятие 2.1 Развитие проектно-технологической, инженерной и научной инфраструктуры инжиниринговых центров на базе российских вузов и научных организаций
Мероприятие направлено на формирование на базе федеральных и национальных исследовательских университетов центров, оказывающих инжиниринговые услуги в интересах производственных компаний, ведущих целевую подготовку кадров в области инжиниринга и осуществляющих продвижение инновационных научно-исследовательских разработок вузов.
Реализация мероприятия предполагает финансирование программ развития инжиниринговых центров, создаваемых при высших учебных заведениях и отобранных межведомственной рабочей группой.
Государственная поддержка оказывается в виде субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в целях реализации программ развития инжиниринговых центров, создаваемых при высших учебных заведениях.
Развитие проектно-технологической, инженерной и научной инфраструктуры инжиниринговых центров на базе научных организаций, находящихся в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти, включая национальные исследовательские центры и государственные научные центры, будет реализовываться в рамках Программ деятельности государственных научных центров Российской Федерации, утверждаемых решениями профильных федеральных органов исполнительной власти.

Мероприятие 2.2 Стимулирование спроса на услуги инжиниринговых центров на базе российских вузов и научных организаций
Мероприятие осуществляется путем стимулирования спроса на услуги инжиниринговых центров, создаваемых на базе вузов и научных организаций.
Государственная поддержка оказывается путем предоставления из федерального бюджета субсидии российским организациям на возмещение части затрат по финансированию инжиниринговых услуг, проводимых инжиниринговыми центрами, создаваемыми при вузах и научных организациях.
Государственная поддержка предоставляется на конкурсной основе. Участником конкурса на право получения субсидии является организация - заказчик инжиниринговых услуг, которая размещает заказ у инжинирингового центра, создаваемого при высших учебных заведениях.

Мероприятие 2.3 Формирование реестра оборудования высших учебных заведений и научных организаций, находящихся в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти, включая национальные исследовательские центры и государственные научные центры
Мероприятием предусматривается:
формирование реестра оборудования высших учебных заведений и научных организаций, находящихся в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти, используемого в инжиниринговой деятельности (инвентаризация);
размещение реестра на портале, посвященном развитию инжиниринга и промышленного дизайна в Российской Федерации;
разработка и утверждение типового регламента доступа к оборудованию, используемому в инжиниринговой деятельности, включая методику ценообразования.

Основное мероприятие 3. Стимулирование создания и (или) обеспечение деятельности региональных центров инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства
Мероприятие направлено на создание и (или) обеспечение региональных центров инжиниринга, как объектов инфраструктуры, в интересах интенсификации внедрения наукоемкой конкурентоспособной продукции субъектами малого и среднего бизнеса, направленной на удовлетворение потребностей региональных рынков.
Государственная поддержка проектов создания и (или) обеспечения деятельности региональных центров инжиниринга оказывается путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.

Основное мероприятие 4. Стимулирование создания и развития инжиниринговых центров на базе частных компаний
Стимулирование создания и развития инжиниринговых компаний панируется осуществлять с использованием инструментов государственной поддержки и возможностей государственных институтов развития.
Развитие EPC(M) контракторов будет реализовано за счет формирования требований по применению EPC(M) контрактов при реализации инвестиционных проектов с использованием средств федерального бюджета.

Мероприятие 4.1 Содействие реализации инновационных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна
Государственная поддержка содействию реализации инновационных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна оказывается путем предоставления из федерального бюджета субсидии российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инновационных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна.
Инновационными проектами должно предусматриваться создание и (или) развитие инжинирингового центра (центра промышленного дизайна) с учетом соответствия проектов приоритетам, предусмотренным стратегиями развития отраслей промышленности и государственными программами.

Мероприятие 4.2 Реализация пилотных проектов создания и развития инжиниринговых центров с участием государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

Мероприятие 4.3 Реализация пилотных проектов создания технологических инжиниринговых компаний с участием Фонда инфраструктурных и образовательных программ «Роснано»

Основное мероприятие 5. Развитие компьютерного инжиниринга
Повышение доступности современного инженерного программного обеспечения для расчетов характеристик новых и модернизируемых изделий будет обеспечено за счет предоставления программного обеспечения пользователям как услуги на основе «облачных» технологий.
Реализация мероприятия планируется с использованием государственной поддержки в виде субсидии операторам услуг на возмещение части затрат на приобретение специализированного программного обеспечения, используемого для автоматизации работ промышленного предприятия на этапах конструкторской и технологической подготовки производства и (или) решения различных инженерных задач: расчетов, анализа и симуляции физических процессов.

Основное мероприятие 6. Создание и развитие механизмов координации деятельности организаций индустрии инжиниринга и промышленного дизайна
6.1 Формирование прогноза развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна в ключевых секторах
6.2 Разработка системы мониторинга индустрии инжиниринга и промышленного дизайна, включая совершенствование государственного статистического учета
Мероприятие направлено на формирование комплексной системы мониторинга, включая систему статистического учета показателей развития рынка инжиниринговых услуг и промышленного дизайна в России, для создания информационной базы, обеспечивающей разработку государственной политики в этой области и принятие обоснованных управленческих решений.
6.3 Проведение форсайт-исследований в области профессиональных компетенций специалистов
6.4 Разработка профессиональных стандартов, наиболее востребованных в инжиниринговой деятельности
6.5 Разработка новых и (или) актуализация действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части обеспечения инжиниринговой деятельности
6.6 Сопровождение реализации плана мероприятий «дорожной карты» в области инжиниринга и промышленного дизайна и подпрограммы «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

19.4. Характеристика мер государственного регулирования

К мерам государственного регулирования индустрии инжиниринга и промышленного дизайна, оказывающим влияние на все субъекты индустрии, относятся:

  • внесение изменений в законодательство о страховых взносах и налоговое законодательство с целью стимулирования развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна;
  • разработка новых (актуализация существующих) нормативных документов (государственных стандартов) в области инжиниринга и промышленного дизайна;
  • разработка системы мониторинга индустрии инжиниринга и промышленного дизайна, включая совершенствование государственного статистического учета;
  • разработка профессиональных стандартов, наиболее востребованных в инжиниринговой деятельности;
  • разработка новых и (или) актуализация действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части обеспечения инжиниринговой деятельности;
  • субсидии операторам услуг на возмещение части затрат на приобретение специализированного инжинирингового программного обеспечения с целью повышения доступности специализированного инжинирингового программного обеспечения для конечных пользователей индустрии инжиниринга и промышленного дизайна.

К мерам государственной поддержки, направленным на развитие отдельных типов инжиниринговых центров, относятся:

1. Инжиниринговые центры, созданные на базе ведущих российских вузов и научных организаций, находящихся в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти:

  • субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в целях реализации программы развития инжинирингового центра созданного на базе вуза;
  • субсидии российским организациям на возмещение части затрат по финансированию инжиниринговых услуг, проводимых инжиниринговыми центрами, создаваемыми при вузах и научных организациях.

2. Инжиниринговые компании, оказывающие услуги субъектам малого и среднего предпринимательства - субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование мероприятий по созданию и (или) обеспечению деятельности региональных центров инжиниринга.
3. Инжиниринговые центры, созданные на базе частных компаний:

  • субсидии российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на реализацию инновационных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна;
  • возвратное финансирование инновационных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна со стороны государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
  • субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий развития и обеспечения деятельности инжиниринговых центров, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров;
  • участие в уставном капитале технологических инжиниринговых компаний и льготное заемное финансирование со стороны Фонда инфраструктурных и образовательных программ ОАО «РОСНАНО».

19.5. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы (при оказании федеральными государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках подпрограммы)

Не предусмотрено.

19.6. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы

В рамках реализации мероприятий подпрограммы предусмотрено участие государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», государственной корпорации «Ростех», акционерных обществ с государственным участием, находящихся в сфере ведения Минпромторга России, а также на конкурсной основе - научных организаций, образовательных учреждений высшего профессионального образования.

19.7. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы

Оценка необходимости и достаточности объема финансирования мероприятий выполнена двумя способами:
1. Нормативно-сметным методом расчета стоимости работ.
2. Расчетом с применением метода аналогов в соответствии с приказом Минпромторга России от 16 июля 2009 г. № 653.
Для расчета стоимости мероприятий по основным направлениям была сформирована выборка из не менее чем четырех реализованных государственных контрактов, предметом которых является аналог, предусмотренных мероприятием по сложности и уникальности, количеству содержащихся задач, видам и объемам работ, уровню квалификации специалистов, требующихся для его реализации.
В качестве параметров сравнения выступали: тематика работ, виды работ, объекты исследований, результаты работ, характеристики результатов работ, объем (трудоемкость) работ и другие параметры.
В качестве источников информации о цене аналогов были использованы цены государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов.
Финансирование подпрограммы осуществляется в соответствии с ассигнованиями федерального бюджета, предусматриваемыми федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Исходя из изложенного, потребный объем бюджетных ассигнований подпрограммы на период 2014 - 2018 гг. составляет 5 139 800,0 тыс. рублей, в том числе:
2014 г. – 1 000 000,0 тыс. рублей;
2015 г. – 1 000 000,0 тыс. рублей;
2016 г. – 1 000 000,0 тыс. рублей;
2017 г. – 1 000 000,0 тыс. рублей;
2018 г. – 1 139 800,0 тыс. рублей;
внебюджетные средства 27 717 000,0 тыс. рублей.

19.8. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы

При реализации Подпрограммы существуют следующие риски, способные серьезно повлиять на ход выполнения программных мероприятий:

  • макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры и снижения темпов роста экономики, высокой инфляцией и кризисом банковской системы;
  • финансовые риски, связанные с возникновением дефицита бюджета или изменением приоритетности финансирования государственных программ и, вследствие этого, сокращением уровня бюджетного финансирования, а также риски, связанные с сокращением уровня финансирования Подпрограммы из внебюджетных источников, в полной мере подверженных рыночным рискам;
  • кадровые риски, связанные с несоответствием квалификации персонала потребностям, необходимым для реализации мероприятий Подпрограммы, а также физическим отсутствием квалифицированной рабочей силы в организациях индустрии инжиниринга и промышленного дизайна;

Минимизация указанных рисков возможна за счет реализации механизмов государственной поддержки развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна на основе государственно-частного партнерства, рационального использования бюджетных средств и максимальной координации действий всех участников